Вы здесь

Меры, направленные на сокращение потребления табачных изделий

Курение является социальной проблемой общества. Для курящих проблемой является бросить курить, для некурящих – избежать влияния курильщиков и сохранить свое здоровье. Употребление табака – единственная реально устранимая причина смерти во всем мире, по которой гибнет примерно половина всех лиц, курящих в течение длительного времени.

Мировой опыт.

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (далее – ВОЗ), курение занимает второе место в мире в списке причин преждевременной смерти людей. Основные факты. Употребление табака является одной из самых значительных угроз для здоровья, когда-либо возникавших в мире. Оно ежегодно приводит почти к 6 миллионам случаев смерти, из которых более 5 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 600 000 — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Каждые 6 секунд из-за табака умирает примерно один человек, то есть происходит каждый десятый случай смерти среди взрослых людей. До половины нынешних потребителей табака в конечном итоге умирают от какой-либо связанной с табаком болезни. Потребители табака, умирая преждевременно, лишают свои семьи дохода, повышают стоимость медицинской помощи и препятствуют экономическому развитию. В связи с тем, что с момента, когда люди начинают употреблять табак, до возникновения нарушений здоровья проходит несколько лет, эпидемия заболеваний и смерти, связанных с табаком, только начала набирать силу. В 20-м веке табак стал причиной 100 миллионов случаев смерти. При сохранении нынешних тенденций в 21-м веке из-за него произойдет до одного миллиарда случаев смерти. Если не принять меры, к 2030 году число случаев смерти, связанных с табаком, превысит 8 миллионов в год. Более 80% из этих случаев смерти произойдут в странах с низким и средним уровнем дохода.

Деятельность ВОЗ.

ВОЗ ведет активную борьбу против табака во всем мире. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (далее – РКБТ ВОЗ) вступила в силу в феврале 2005 года. С тех пор она стала одним из самых широко признанных договоров в истории Организации Объединенных Наций, охватывающим 178 Сторон, где проживают 89% населения мира. РКБТ ВОЗ является важнейшим инструментом ВОЗ для борьбы против табака и важной вехой на пути к укреплению здоровья людей. Этот основанный на фактических данных договор подтверждает право людей на самый высокий уровень здоровья, обеспечивает юридические основы для международного сотрудничества в области здравоохранения и устанавливает высокие стандарты для соблюдения этого договора. В 2008 году ВОЗ ввела комплекс практических и не требующих больших затрат мер для расширения масштабов осуществления положений РКБТ ВОЗ на местах. Эти наиболее эффективные и выгодные меры по сокращению употребления табака известны как комплекс мер MPOWER. Каждая мера MPOWER соответствует, по меньшей мере, одному положению РКБТ ВОЗ. 6 мерами MPOWER являются следующие: o мониторинг употребления табака и мер профилактики; o защита людей от употребления табака; o предложение помощи в целях прекращения употребления табака; o предупреждения об опасностях, связанных с табаком; o обеспечение соблюдения запретов на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табака; o повышение налогов на табачные изделия.

Мониторинг.

Благодаря надлежащему мониторингу можно отслеживать размеры и характер употребления табака и определять наилучшие стратегии в политике противодействия потреблению табака.

Вторичный табачный дым убивает.

Вторичный табачный дым — это дым, заполняющий рестораны, офисы или другие закрытые помещения, где люди сжигают такие табачные изделия, как сигареты, биди и кальяны. В табачном дыме присутствует более 4000 химических веществ, из которых, по меньшей мере, 250 известны как вредные, а более 50 как канцерогены. Безопасного уровня воздействия вторичного табачного дыма не существует. o Среди взрослых людей вторичный табачный дым вызывает серьезные сердечно-сосудистые и респираторные заболевания, включая ишемическую болезнь сердца и рак легких. Среди детей грудного возраста он вызывает внезапную смерть. У беременных женщин он приводит к рождению детей с низкой массой тела. o Почти половина детей регулярно дышат воздухом, загрязненным табачным дымом в местах общественного пользования. o Более 40% детей имеют, по меньшей мере, одного курящего родителя. o Вторичный табачный дым является причиной более 600 тысяч случаев преждевременной смерти в год. o Необходимо, чтобы каждый человек мог дышать воздухом, свободным от табачного дыма. Законы по обеспечению среды, свободной от табачного дыма, защищают здоровье некурящих людей, пользуются популярностью, не вредят бизнесу и способствуют тому, чтобы курильщики бросали курить. Более одного миллиарда человек, или 16% населения мира, защищено всесторонними национальными законами по обеспечению среды, свободной от табачного дыма. Воздействие предупреждающих рисунков.

Потребителям табака необходимо помочь бросить курить.

Исследования показывают, что немногие люди понимают конкретные опасности для здоровья, связанные с употреблением табака. Большинство курильщиков, осведомленных об опасностях табака, хочет бросить курить. Консультирование и медикаменты могут более чем удвоить вероятность того, что попытки курильщика бросить курить увенчаются успехом.

Воздействие предупреждающих рисунков.

Сильнодействующая антитабачная реклама и графические предупреждения на упаковках, особенно предупреждения, содержащие рисунки, способствуют уменьшению числа начинающих курить детей и росту числа курильщиков, отказывающихся от этой привычки. 

Графические предупреждения могут убедить курильщиков в необходимости защищать здоровье некурящих путем сокращения курения в доме и отказа от курения в присутствии детей. Исследования, проведенные после введения практики нанесения графических предупреждений на упаковки в Бразилии, Канаде, Сингапуре и Таиланде, последовательно свидетельствуют о том, что графические предупреждения значительно повышают осведомленность людей в отношении вредных последствий употребления табака. Лишь 30 стран, где проживает 14% населения мира, следуют наилучшим практическим методикам в отношении нанесения графических предупреждений, включающих предупреждения на местном языке и занимающих, в среднем, по меньшей мере, половину передней и задней сторон сигаретных пачек. Большинство этих стран — страны с низким и средним уровнем дохода. Кампании в СМИ могут также способствовать уменьшению потребления табака путем оказания воздействия на людей с целью защиты некурящих людей и убеждения молодых людей в необходимости отказаться от употребления табака. Более половины населения мира проживает в 37 странах, где на протяжении 2 последних лет была проведена, по меньшей мере, одна мощная антитабачная кампания в средствах массовой информации.

Запрет рекламы способствует уменьшению потребления табака.

Запрет рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табака может уменьшить потребление табака. o Всесторонний запрет всех видов рекламы, стимулирования продажи и спонсорства может способствовать уменьшению потребления табака, в среднем, примерно на 7%, а в некоторых странах — вплоть до 16%. o Лишь в 24 странах, где проживает 10% населения мира, полностью запрещены все формы табачной рекламы, стимулирования продажи и спонсорства. o Примерно в каждой третьей стране ограничения на табачную рекламу, стимулирование продажи и спонсорство являются минимальными или вообще отсутствуют.

Налоги препятствуют употреблению табака.

Налоги на табачные изделия являются самым эффективным способом сокращения употребления табака, особенного среди молодых людей и неимущих слоев населения. Повышение налогов, вызывающее рост цен на табачные изделия на 10%, приводит к уменьшению потребления примерно на 4% в странах с высоким уровнем доходов и до 5% в странах с низким и средним уровнями доходов. Несмотря на это, высокие налоги на табак являются редко используемой мерой. Лишь в 32 странах, где проживает менее 8% населения мира, налоги на табак превышают 75% от розничной цены.

Меры по предупреждению потребления табака в Республике Беларусь.

Распространенность табакокурения в Беларуси находится на достаточно высоком уровне: ежегодно от болезней, причинно связанных с курением, умирают более 15,5 тысяч жителей республики С целью защиты нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий потребления табачных изделий для здоровья, снижения социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма в республике проводится активная работа по профилактике табакокурения. Республика Беларусь ратифицировала РКБТ ВОЗ в 2005 году. Осуществляется работа в рамках плана мероприятий по реализации положений РКБТ ВОЗ, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь 30.11.2005 г., охватывающего все аспекты антитабачной деятельности. В стране действует ряд нормативных правовых документов, в том числе: Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»; Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 года № 225-З «О рекламе»; Кодекс Республики Беларусь об административных нарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-З В соответствии с Положением о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года № 28, раздел «Государственное регулирование потребления табачных изделий», запрещается курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели: в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения; на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции; в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций; на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена; во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения. При этом индивидуальные предприниматели или юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся вышеперечисленные объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), создают (выделяют) на этих объектах специально предназначенные для курения места и оборудуют их в соответствии с требованиями, установленными Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения. В соответствии со Статьей 17.9. «Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах» (введена Законом Республики Беларусь от 28.07.2003 N 230-З) Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-З: курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, - влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин. (в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З) В соответствии с «Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 г. № 399, не допускается курение в местах общего пользования (на лестничных маршах и площадках, в лифтовых холлах, коридорах и т.п.), что обозначается специальными знаками запрета. В соответствии со статьей 21.16. «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-З «Нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, - (в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З, Кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З) влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо - от тридцати до пятидесяти базовых величин.(в ред. Законов Республики Беларусь от 19.07.2005 N 31-З, от 05.01.2006 N 85-З, от 04.01.2014 N 120-З) В соответствии с Положением о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года № 28, раздел «Государственное регулирование розничной торговли табачными изделиями», запрещена розничная торговля табачными изделиями: из разносных мелкорозничных средств; с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств; без акцизных и (или) специальных марок установленного образца; (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 23.07.2008 N 16) без нанесенных на потребительскую тару (упаковку) этих изделий сведений, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения; в спортивных сооружениях и на их территориях; в диетических столовых и детских кафе; в организациях торговли, их отделах и секциях, продающих товары для детей; в учебных заведениях, лечебных, детских культурно-зрелищных и воспитательных учреждениях; в зданиях (помещениях) учреждений (организаций) здравоохранения, культуры, образования, спорта; без документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством Республики Беларусь для подтверждения качества данных изделий; из открытых потребительских упаковок этих изделий, на вес, поштучно, за исключением торговли сигарами и сигариллами в индивидуальной упаковке; с применением интернет-технологий. (абзац введен Декретом Президента Республики Беларусь от 23.07.2008 N 16) Запрещается продажа табачных изделий гражданам (гражданами) Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в возрасте до 18 лет. Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) при участии Министерства здравоохранения Республики Беларусь разработал и утвердил Постановлением Госстандарта от 24.12.2008 г. № 64 изменение № 4 BY к ГОСТ 3935-2000 «Сигареты. Общие технические условия». Данным документом установлены новые требования к упаковке и маркировке табачных изделий. Так, например, на пачке или боксе площадь предупреждения о вреде курения должна занимать не менее 30 % каждой из больших сторон пачки (бокса). Надпись о вреде курения наносится в соответствии со следующими правилами: на одной большей стороне пачки (бокса) наносится основная надпись о вреде курения "Курение - причина развития сердечно-сосудистых и раковых заболеваний"; на другой большей стороне пачки (бокса) наносится одна из дополнительных надписей о вреде курения: "Курение способствует развитию импотенции и женского бесплодия", "Курение - причина инфарктов и инсультов", "Курение - тяжелая зависимость. Не начинайте курить", "Курильщики умирают молодыми", "Оградите детей от табачного дыма"; каждая из дополнительных предупредительных надписей о вреде курения должна быть нанесена на примерно равное количество единиц потребительской тары одного наименования сигарет, выпущенных их изготовителем в обращение в течение календарного года; на сувенирной коробке допускается нанесение предупреждения о вреде курения с основной либо одной из дополнительных надписей; основная и дополнительная надписи о вреде курения должны быть четкими, напечатаны черным жирным шрифтом на белом фоне строчными буквами, за исключением первой буквы надписей, размещены по центру рамки, таким образом, чтобы обеспечить целостность надписей при открытии пачки (бокса, сувенирной коробки), и не перекрываться никакой другой информацией либо акцизными марками. Надпись о содержании смолы и никотина в конденсате дыма сигарет (миллиграмм на сигарету) должна занимать не менее 15% одной из боковых поверхностей пачки. На боксе и сувенирной коробке также должна быть нанесена надпись о содержании смолы и никотина в конденсате дыма. Надпись о содержании смолы и никотина в конденсате дыма сигарет должна быть четкой и нанесена черным шрифтом на белом фоне. Также должна быть размещена надпись "Продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена". Информация на потребительской таре не должна содержать слова или словосочетания, которые могут применяться для создания впечатления о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия, например "легкие", "очень легкие", "с низким содержанием смол". В целях сокращения потребления табака большая работа проводится по созданию территорий, свободных от курения. В настоящее время в Партизанском, Заводском, Первомайского и Московском районах г. Минска территориями свободными от курения объявлены: Центральный детский парк им. М.Горького; Минский городской зоопарк; Ботанический сад НАН Республики Беларусь; завод игристых вин, ОАО «ГМЗ№1»; хлебозавод «Автомат»; гостиницы размещенные на территории района «Минскавтогаз», «МТЗ», «ММЗ»; Белорусский Государственный педагогический университет; парковая зона микрорайона «Малиновка», вокруг лыже-ройлерной трассы по ул. Белецкого, на территории питьевого источника по ул. Рафиева; полиграфическое предприятие УП «Ходар»; парк развлечений «Дримленд». В стране Законом Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. N 225-З «О рекламе» запрещаются размещение (распространение) рекламы табачных изделий, бесплатное (безвозмездное) распространение табачных изделий, в том числе использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари, а также предложение гражданам, покупающим табачные изделия или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в конкурсах, лотереях, играх, иных игровых и рекламных мероприятиях, пари. (п. 3 статьи 17 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2008 N 428-З) В стране осуществляются стратегии и мероприятия, заложенные в Концепции реализации государственной политики противодействия потреблению табака на 2011-2015 годы и Комплексном плане мероприятий по борьбе против табакокурения на 2011-2015 годы. Завершается работа над Техническим регламентом Таможенного Союза «Технический регламент на табачную продукцию». Информация о помощи в отказе от курения размещена на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь (http://minzdrav.gov.by/) в разделе «Населению». Регулярно (1 раз в 2-3 года) проводится мониторинг потребления табака и профилактических мер, направленных на снижение потребления табачных изделий, в первую очередь, путем проведения социологических исследований. Отказ от курения рассматривается как одно из эффективных и перспективных направлений оздоровления населения и увеличения продолжительности жизни. Проведенная в стране работа позволила достичь: снижения на 11,1% доли курящего населения в возрасте 16 лет и старше за период с 2001 по 2012 годы с 41,6% до 30,5% соответственно; снижения доли курящих как среди мужчин (с 64,1% в 2001 году до 46,8% в 2012 году), так и среди женщин (с 5,4% с 21,4% в 2009 до 16,2% в 2012 году; снижения количества лиц, подвергающихся пассивному курению за период 2010-2012г.г.: доля тех, кому приходится часто находиться рядом с курящими дома, снизилась на 7,8%; в гостях, у друзей – на 13,2%; на работе/учебе – 14,9%; на остановках общественного транспорта – на 3,6%; в парках, скверах – на 5,5%; в кафе, барах – на 4,2%; осознания в обществе необходимости принятия различных мер, направленных на сокращение курения – доля тех, кто не одобряет курение в подъездах и на лестничных клетках жилых домов, увеличилась на 7,9% (с 68,2% в 2010 году до 76,7% в 2012 году); доля тех, кто не одобряет курение на рабочих местах – на 14% (с 54,2% в 2010 до 68,2% в 2012 году); доля тех, кто не одобряет курение на остановках общественного транспорта – на 10,8% (с 52,1% в 2010 году до 62,9% в 2012 году); не одобряют курение в парках, скверах, местах отдыха 64,5% опрошенных, что на 15,4% больше чем в 2010 году; более половины опрошенных (57,8%) полагают, что есть необходимость в дальнейшем ужесточении мер по борьбе с курением. Указанное свидетельствует об эффективности деятельности по борьбе с потреблением табака, благодаря которой распространенность табакокурения среди населения в целом стабилизирована. Однако актуальность проблемы сохраняется. В настоящее время в республике курит 30,5% населения, более половины населения подвержено пассивному курению. Совокупность полученных в ходе социологического исследования данных позволяет сделать выводы о том, что с целью повышения эффективности мер, направленных на противодействие потреблению табачных изделий, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства. Поэтому первоочередной задачей является разработка и принятие Закона Республики Беларусь «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма». Проект указанного Закона размещен для общественного обсуждения на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь (http://minzdrav.gov.by/).

Русский