Лаборатория гигиены детей и подростков

История создания

История лаборатории гигиены детей и подростков республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены» началась в 60-х годах прошлого века. Организатором и руководителем лаборатории была Кореневская Е.И. В последующие годы руководили лабораторией Избавителев П.В., Крюкова А.А., Фарино Н.Ф., Пронина Т.Н. В лаборатории защищены 8 кандидатских диссертаций под руководством Крюковой А.А. (Кулак А.И., Крамаренко Т.В., Харевич Т.В., Давыдок А.М., Абрамчук Т.В. Андрианова Т.Д.) и Фарино Н.Ф. (Пронина Т.Н., Щелко Н.В.).

 

Направления научной деятельности

Приоритетной задачей научных исследований в лаборатории была и остается задача сохранения здоровья подрастающего поколения путем предупреждения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья детей и подростков. Решением данной задачи обоснованы основные научные направления лаборатории:

  • изучение закономерностей формирования здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях;
  • изучение причинно-следственных связей и механизмов реагирования растущего организма на сочетанное воздействие внешних факторов разной природы и интенсивности с обоснованием гигиенических регламентов этих факторов,
  • научное обоснование методологии ведения социально-гигиенического мониторинга здоровья детского населения;
  • разработка и научное обоснование современных подходов к оценке санитарно-эпидемического благополучия учреждений для детей и подростков;
  • научное обоснование гигиенических мероприятий и нормативных требований по оптимизации среды в образовательных учреждениях;
  • изучение адаптационных и психофизических возможностей детей и подростков при использовании современных образовательных технологий;
  • разработка и научное обоснование профилактических и оздоровительных мероприятий, реализуемых в ходе образовательного процесса в разных типах учреждений для детей и подростков;
  • организация научно-методического сопровождения и осуществление контроля внедрения оздоровительных и профилактических мероприятий.

 

Научные достижения

За годы работы лаборатории сотрудниками были изучены условия пребывания детей во всех типах детских учреждений, разработаны гигиенические требования к земельному участку и территории, планировке, санитарно-техническому благоустройству, оборудованию, освещению и содержанию помещений, организации учебно-воспитательного процесса, питанию учащихся в учреждениях общего среднего образования; учреждениях дошкольного образования; центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; домах ребенка; социально-педагогических учреждениях и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отдельных учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования; учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Гигиена детей и подростков является наукой, тесно связанной и шагающей в ногу с национальной системой образования в Республике Беларусь. Концепция развития образования предусматривает постоянное внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, что диктует необходимость своевременной гигиенической экспертизы и научного обоснования вновь внедряемых программ, методик и режимов воспитания и обучения детей и подростков. Процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий не остается в стороне. Лабораторией гигиены детей и подростков организовано и осуществляется гигиеническое сопровождение экспериментальных проектов Министерства образования Республики Беларусь.

 

Международная деятельность

В период с января 2011г. по декабрь 2013 г. в лаборатории гигиены детей и подростков выполнялся международный проект «Внутришкольная среда и респираторное здоровье детей» Регионального центра окружающей среды по Центральной и Восточной Европе при финансовой поддержке Итальянского Трастового Фонда. Осуществление данного проекта обеспечило реализацию 3-й региональной приоритетной задачи Европейского плана действий «Окружающая среда и здоровье детей» на национальном уровне. С целью управления управление качеством внутришкольной среды в целях минимизации воздействия неблагоприятных факторов и их влияния на процессы формирования здоровья детей и подростков выполнен лабораторно-аналитический мониторинг показателей качества воздуха внутри и вне школьных помещений 10 школ г. Минска.

В ноябре 2014г – январе 2016г. сотрудниками лаборатории реализован международный проект ВОЗ «Глобальное обследование употребления табака среди учащейся молодежи в возрасте 13-15 лет в учреждениях общего среднего образования». В проекте приняли участие 38 школ, 160 классов, 2992 учащихся в возрасте от 13 до 15 лет. Целью реализации проекта являлся мониторинг потребления табака и мер по борьбе с курением, получение информации сопоставимой с данными из других стран, поддержка инициатив по профилактике табакокурения среди учащейся молодежи.

Лаборатория принимает участие в составе рабочих групп по разработке технических регламентов Таможенного союза:

ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»

ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»

ТР ЕЭС «О безопасности аттракционов»

ТР ЕЭС «О безопасности оборудования для детских игровых площадок»