Вы здесь

Мобильное образование. Риски здоровью и направления профилактики

Современный мир стал информационным. Сегодня без надлежащей системы информационного обеспечения не может быть прогресса в любой сфере экономики, в любой социальной сфере, в том числе в сфере образования и науки. Процесс информатизации имеет особое значение как непременное условие вхождения в единое образовательное пространство.

Формирование информационного общества в нашей стране характеризуется постоянно нарастающим влиянием компьютерных технологий на все сферы человеческой деятельности. Вполне естественно, что важной частью данного процесса является компьютеризация системы образования. Реализация государственных программ в области информационных технологий способствовала оснащению образовательных учреждений современной вычислительной техникой, новыми средствами дистанционного обучения, расширила доступ к ресурсам сети Интернет.

Новые технологии, используемые в последние годы в системе образования, обеспечивают стремительный рост информационно–ресурсной базы, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей, моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

Мобильные технологии – это принципиально новые способы взаимодействия человека с миром. Мобильное образование повышает внутреннюю мотивацию учащихся: интерес к знаниям, увлеченность процессом познания, возможность выбора методов, материалов, фактов.  По мнению педагогической общественности, школы, где используются технологии мобильного образования, показывают лучшие результаты: 30 % рост  результатов итоговых экзаменов.

Система оценки в мобильном образовании выходит за рамки образования. Она включает оценку результатов работы учащихся, педагогов, содержания образования, состояния образовательной среды и организации образовательного процесса. Принципиально важным является то, что оцениваются не достижения учащихся, а их компетенции в достижении результатов. Мобильное образование должно развиваться с учетом востребованности в будущем навыков и компетенций двадцать первого века.

Технологии постиндустриального общества в течение последних десяти лет коренным образом изменили условия жизни детей, в том числе привели к неконтролируемому контакту с физическими факторами неионизирующей природы. Ведущую роль в определении условий контакта с современными технологиями играют устройства передачи и обработки информации: персональные компьютеры, телевизоры и абонентские терминалы персонального пользования (сотовые телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры). Интенсивная и продолжительная информационная нагрузка отрицательно влияет на здоровье школьника, снижая его психофизиологические возможности на фоне гиподинамии и  значительного нервно-эмоционального напряжения. Исследования показывают, что уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Еще более тревожные отклонения в здоровье наблюдаются у подростков.

Вполне естественно, что столь интенсивный процесс использования принципиально новых технических средств обучения не мог не сказаться на здоровье подрастающего поколения. Помимо учебы, дети проводят за компьютером значительную часть своего свободного времени. В связи с этим, нарушается привычный для человека уклад жизни: режим труда и отдыха не соответствует суточным биологическим ритмам.  Сокращается время ночного сна. Ночной сон менее 7 часов в среднем наблюдается у 42 % детей и подростков. Снижается уровень двигательной активности. Беспорядочный прием пищи «на месте», чаще бутербродов, сдобы, чипсов и другой, легкоусвояемой и, далеко не полезной, для организма пищи приводит  к избытку массы тела и ожирению.

Поглощение обильной, зачастую не соответствующей возрасту пользователя, информации способствует перевозбуждению центральной нервной системы, появлению раздражительности, быстрой утомляемости, а иногда – переутомления. В результате ухудшается внимание, кратковременная память, снижаются показатели умственной работоспособности и успеваемости учащихся.

Более глубокое изучение влияния длительной работы на компьютере на орган зрения показало, что эти специфические нарушения можно разделить на две группы: зрительные (быстрое утомление глаз, замедленная аккомодация, временная близорукость, которая в последствии может перерасти в постоянную.) и глазные  (покраснение глаз, ощущение песка за веками, жжение в глазах,  болевые ощущения  при резком переводе взгляда). Зрительный дискомфорт, усталость глаз отмечаются у 55-60%  учащихся.

Физическую активность в свободное время реализуют в спортивных секциях не более 10 % опрошенных,  а в процессе прогулки с друзьями не более 29 %. Таким образом, даже имея более 4 часов в день свободного времени, около 60 % опрошенных проводят время в условиях недостаточной физической активности.

Негативное влияние, в особенности при продолжительной работе с техническими средствами информации, испытывает опорно-двигательный аппарат ребенка. Нарушается осанка, появляются болевые ощущения в пояснично – крестцовом отделе позвоночника, в области шеи, возможно онемение пальцев рук. Малоподвижность «цифровых» детей ведет к уменьшению мышечной массы тела, которая является достоверным показателем состояния и прогноза здоровья.

Данные исследований показали, что до 20% учащихся находится в группе риска в связи с тем, что ежедневная энергетическая нагрузка, связанная с воздействием электромагнитного поля может быть сопоставима с допустимой энергетической нагрузкой профессионалов, у которых электромагнитное излучение является вредным профессиональным фактором. При этом необходимо отметить, что чувствительность и реактивность организма ребенка гораздо выше, нежели взрослого человека. Дети имеют несовершенную эндокринную и иммунную систему, и поэтому они чувствительнее к воздействию факторов окружающей среды.

Чрезмерное увлечение компьютером замедляет интеллектуальное развитие ребенка.  Дети теряют интерес к книге, а именно книга помогает развивать воображение, способность размышлять. Отказ от карандаша, замена его графическими программами является еще одним фактором риска, который отрицательно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка. Электронная зависимость приводит к неспособности концентрироваться на каком-либо занятии, гиперактивности, повышенной рассеянности, задержке речевого развития, повышению агрессивности и жестокости.  

По мнению всемирно известного британского физика-теоретика Стивена Хокинга: «Рост мощного искусственного интеллекта будет либо лучшим, либо худшим из того, что когда-нибудь случиться с человечеством». Однако, развитие информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемым компонентом образовательной политики. Процесс информатизации имеет особое значение, как непременное условие вхождения в единое образовательное пространство. Пользуясь мобильным образованием, люди могут строить свое образование на протяжении всей жизни. Увеличивается продолжительность активной жизни человека. В связи с этим, изучение влияния современных  информационных технологий на состояние детей и подростков является актуальной медико-социальной проблемой

Здоровье – важнейшая ценность для каждого человека и общества в целом. Наша стратегическая цель – обеспечение гармонического развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов, связанных с формированием гиперинформационного общества. Ф.Ф.Эрисман писал: «Цель гигиены - найти средства для смягчения всех неблагоприятных для организма человека условий со стороны природы и общества».

Компьютеризация школы – процесс продолжительный, требующий всестороннего исследования проблем психолого-педагогического и гигиенического обеспечения. Она предполагает повышение компетентности педагогов в сфере безопасности цифровой среды, обучение и пропагандирование среди детей и их родителей культуры безвредного использования технических средств обучения.

Следует отметить, что в настоящее время нет достаточной доказательной базы, чтобы установить связь между изменением состояния здоровья детей  и подростков с использованием компьютеров, мобильных телефонов и портативных абонентских терминалов для передачи данных (планшеты, смартфоны). Система гигиенической и медико-психолого- педагогической безопасности жизнедеятельности детей может появиться в результате серьезных исследований ученых различных специальностей.

Установлено, что интенсивность воздействия технических средств обучения на организм детей зависит, прежде всего, от: степени доступности технических средств информатизации; формы организации обучении (индивидуальная, групповая); способа приема (визуальный, аудиовизуальный) и особенностей предъявления информации: светящийся экран (пульсация изображения, изображение стабильное; предъявление информации в вертикальной или горизонтальной плоскости; дискретное изображение) или подача информации в отраженном свете в горизонтальной плоскости (изображение дискретное или стабильное); характера обучения (активный, смешенный, пассивный) и возрастных физиологических особенностей (обучение в детских образовательных учреждениях, учреждениях общего среднего образования: две возрастные группы: дети от 4 до 7 лет и от 8 лет и старше).

Исследования свидетельствуют о высокой степени доступности для детей технических средств информатизации. В странах Европейского союза 80-90% детей в возрасте от 3 до 6 лет используют Интернет, каждый второй трехлетний ребенок пользуется планшетом или смартфоном. Примерно половина детей в возрасте от 2 до 6 лет зарегистрированы в детских социальных сетях и около 80 % детей в возрасте до 13 лет – во взрослых социальных сетях.

По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей  3 – 5 лет смотрят на экран дисплея 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день. Это намного превосходит время их общения со взрослыми. В России 76 % школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки. Ежедневно пользуются Интернетом 89 % детей в возрасте от 12 до 17 лет. В выходные дни 17 %  подростков  находятся в Интернете по 5 – 8 часов. Уверенными пользователями Интернета чувствуют себя 76 % подростков.

Мобильные телефоны имеют более 90% наших школьников, более 60% учащихся являются владельцами персонального компьютера, около 50%  школьников имеют ноутбук и, примерно 45% - планшетный компьютер. Владельцами собственного трафика являются около 72% учащихся. В домашних условиях примерно половина учащихся ежедневно проводит перед экраном дисплея от 1 до 3 часов, а около 27% - более 3 часов в день.

Данные опроса школьников свидетельствуют, что наиболее небезопасным является использование технических средств обучения дома, где далеко не всегда соблюдаются основные правила работы с ними: соблюдение временных интервалов, должное оборудование рабочего места. В особенности это касается старших школьников, которые в ряде случаев не реагируют на замечания родителей.

Неизмеримо меньшая опасность для здоровья детей существует в учреждениях образования.  Результаты опроса школьников показали, что администрация учреждений образования не допускает нарушений режима использования технических средств обучения. Учащимся запрещается приносить в школу собственные технические средства информатизации и использовать их во время перерывов между занятиями. В ходе учебных занятий строго соблюдаются основные условия использования  технических средств обучения: оборудование рабочего места и  временные интервалы работы.

В заключение необходимо отметить, что от прогресса, в том числе, в сфере образования, никуда не деться. Однако, мобильное образование – это не отмена традиционных практик, а новые возможности в их реализации. Базовая картина мира не может быть заменена доступом к информации, меняются лишь методы ее формирования.  Мы не можем руководствоваться, распространенным в литературе, ошибочным афоризмом: «Мобильные технологии – новый образ жизни».

Учеными разработана вполне эффективная технология активной сенсорно–развивающей среды (АРС): увеличение объема двигательной активности детей во время занятий, включение в урок элементов активной и пассивной профилактики зрительного утомления, близорукости, нарушения опорно двигательного аппарата, создание дополнительных условий для игры, моделирования и повышения познавательной активности в ходе учебного занятия. Она успешно реализуется педагогическими коллективами и дает свои плоды.

Но в настоящее время мы далеки от того, чтобы сказать, что существует цельная система предупреждения негативного влияния мобильного образования на здоровье детей: в ней в должной мере не принимают участие родители. А это весьма важно и вполне возможно!

 

Республиканское унитарное предприятие

«Научно-практический центр гигиены»

 

Лавинский Христофор Христофорович

главный научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков,

д-р мед. наук

 

Грекова Наталья Алексеевна

зав. лабораторией гигиены детей и подростков

 

Арбузов Иван Викторович

старший научный сотрудник лаборатории факторов среды обитания и технологий анализа рисков здоровью

 

Полянская Юлия Николаевна

младший научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков

 

 

 

Лавинский, Х. Х. Мобильное образование. Риски здоровью и направления профилактики / Х. Х. Лавинский, Н. А. Грекова, Ю. Н. Полянская, И. В. Арбузов // Здаровы лад жыцця. – 2017.- №05(208). – С. 12-15.

 

Русский