Применение методологии анализа риска в Евразийском Экономическом Союзе и Республике Беларусь (г. Пермь, Россия, 16-18 мая 2018 г.)

Применение методологии анализа риска в Евразийском Экономическом Союзе и Республике Беларусь

(по результатам VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей»)

Безопасность среды обитания является одним из актуальных вопросов общественного здравоохранения.

В соответствии с подходами, признанными на международном уровне меры по обеспечению безопасности среды обитания должны реализовываться с применением методологии анализа риска.

Три взаимосвязанных элемента анализа риска – оценка риска, управление риском и обмен информацией о рисках – представляют собой систематическую методологию определения действенных, соразмерных и целевых мер или других действий для охраны здоровья потребителей. Оценка риска – научная экспертная методология, которая позволяет определить степень риска для здоровья населения вследствие наличия потенциально опасных факторов в среде обитания. На основании данных по оценке риска обосновываются и реализуются управленческие решения по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Информация о риске при необходимости направляется заинтересованным – субъектам хозяйствования, в другие органы государственного управления, потребителям (информирование о риске).

В настоящее время законодательство Евразийского экономического союза в целом содержит элементы анализа риска. Приложение 12 «Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер» к Договору о Евразийском экономическом союзе определяет оценку риска как ключевой инструмент санитарно-противоэпидемических мероприятий, реализация которых направлена на устранение или уменьшение такого риска, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и их ликвидацию, что является по своей сути управлением риска [1].

Понятие «риск» в законодательстве Евразийского экономического союза в целом соответствует принятым международным подходам в обсуждаемой области. Приложение 9 «Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза» к Договору о Евразийском экономическом союзе определяет понятие «риск» (в части санитарно-эпидемиологического благополучия населения) как сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека [1].

Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союзаот 28 мая 2010 г. № 299 по сути закреплены подходы по управлению риском, которые реализуют органы, уполномоченные в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и информирование о риске [2].

Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. №340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-противоэпидемические мероприятия – организационные, профилактические и иные мероприятия, направленные на оценку риска неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания, устранение или уменьшение такого воздействия [3]. Статья 19 указанного Закона и Положение о порядке проведения социально-гигиенического мониторинга (СГМ), утвержденное постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июля 2012г. №105 [4] закрепляют в качестве целей СГМ выявление уровней риска для жизни и здоровья населения (что, по сути, представляет собой оценку риска) и разработку мероприятий, направленных на предупреждение, уменьшение и устранение неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания. Последнее является управлением риском.

Применение оценки риска при обеспечении безопасности продукции вытекает из международных обязательств Республики Беларусь в рамках евразийского экономического союза и при вступлении в ВТО. Статья 5 Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер определяет: «Члены обеспечивают, чтобы в основу их санитарных мер была положена соответствующая обстоятельствам оценка рисков для жизни или здоровья людей, осуществляемая с учетом методов оценки риска, разработанных соответствующими международными организациями» [5].

Таким образом, можно констатировать, что в целом методология анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения применяется как на уровне Евразийского экономического союза, так и в Республике Беларусь. Функциональная модель применения указанной методологии в Республике Беларусь приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Модель применение методологии анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Беларусь

В целом методология оценки риска как научная экспертная методология в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения может использоваться:

  • в отношении продукции (при обосновании показателей безопасности);
  • для ранжирования объектов надзорана основе комплекса факторов в зависимости от риска;
  • при размещении объектов для обоснования санитарно-защитной зоны.

Методология оценки риска здоровью, связанного с продукцией, как неотъемлемый элемент анализа риска, активно развивается научным сообществом государств-членов Евразийского экономического союза и в Республике Беларусь. Разработанная Евразийской экономической комиссией при участии специалистов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан методология оценки рисков здоровью населения при воздействии химических, физических и биологических факторов для определения показателей безопасности продукции (товаров) устанавливает единые подходы и критерии оценки риска здоровью населения и используется при разработке и применении требований безопасности продукции.

В настоящее время при финансовой поддержке Евразийской экономической комиссии Научно-практический центр гигиены является соисполнителем по научно-исследовательским темам для официального использования Евразийской экономической комиссией «Риск-ориентированная модель надзора в области обеспечения безопасности продукции для здоровья человека» и «Разработка методических указаний по установлению и обоснованию гигиенических нормативов содержания химических примесей, биологических агентов в пищевых продуктах по критериям риска здоровью человека, с учетом эволюции риска здоровью человека», головная организация – исполнитель: ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (г.Пермь, Российская Федерация).

Таким образом, в целом методология анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Евразийском экономическом союзе и Республике Беларусь закреплена законодательно, существует соответствующая организационная и функциональная структура ее для реализации, проводится работа по разработке и совершенствованию единых методических подходов по оценке риска здоровью населения при воздействии химических, физических и биологических факторов.

Литература

1. Договор о Евразийском экономическом союзе Евразийская экономическая Комиссия [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа:http://www.eurasiancommission.org/ru – Дата доступа: 01.04.2018

2.Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза / Комиссия Таможенного союза [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/depsanmer/regulation/Do... . – Дата доступа: 30.03.2018

3. Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. №340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / Министерство здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/acts/normativnye/zakony– Дата доступа: 01.04.2015

4. Положение о порядке проведения социально-гигиенического мониторинга / Министерство здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/acts/normativnye/postanovlenia_ministerstva/o-sotsialno-gigienicheskom-monitoringe_i_1612.html. – Дата доступа: 30.05.2015

5. Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитрныx мер / World Trade Organization [Electronic resource]. – 2011. – Mode of access: http://www.wto.org. Date of access: 20.03.2018

Е.В. Федоренко, Республиканское унитарное предприятие
«Научно-практический центр гигиены»
г.Минск, Республика Беларусь

Неопределенный