Вы здесь

Профилактика школьно-обусловленной патологии

Одна из важнейших современных задач в сохранении здоровья детей – это активное вовлечение школьников в формирование здорового образа жизни. Эта задача является одной из основных направлений государственной политики в сфере образования. Широкая распространенность нарушений остроты зрения и нарушения осанки среди детей, начиная с первого класса, определяет направления профилактики нарушений данных видов патологии и представляется первоочередной задачей в масштабах отдельно взятого учебного учреждения.

По данным Государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Беларусь в 2013 году», за время обучения значительно снижается количество детей первой группы здоровья, причем в большей степени, чем 10 лет назад, и увеличивается число учащихся с хронической патологией, имеющих необратимые отклонения в состоянии здоровья и когда профилактика может только снизить частоту обострений. Частота нарушений осанки и остроты зрения в динамике обучения остаются высокими и превышают показатели 2000 года на 33 %. По сравнению с детьми дошкольного возраста к 9 классу показатели нарушения остроты зрения ухудшились в 5,2 раза, а показатели нарушения осанки соответственно в 8,5 раза.

Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата находится в тесной взаимосвязи с общим состоянием организма и является отражением его физиологического и психологического статуса. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата недостаточно развита общая моторика, нарушена координация движений, они физически ослаблены, быстро утомляются. При длительном влиянии нагрузок подобные нарушения быстро прогрессируют, приобретают стойкий характер, что может привести к деформации скелета, возникновению болей в мышцах и суставах, смещению внутренних органов. Нарушения осанки у детей могут косвенно влиять на функцию желудочно-кишечного тракта, на состояние сердечно-сосудистой, центральной и периферической нервной систем. У детей с нарушениями осанки снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы.

К сожалению, очень мало внимания уделяется состоянию стопы, поскольку дети редко предъявляют жалобы на стопы. Установлено, что конструкция обуви (высота каблука) оказывает влияние на состояние осанки ребенка. Каблук искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов при ходьбе. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки). Для

школьников оптимальной высотой каблука обуви является не более 20 мм. При ношении обуви с такой высотой каблука, не происходит смещение центра тяжести тела ребенка, а распределение веса происходит на обе части стопы, что является профилактическим мероприятием в отношении плоскостопия и нарушения осанки.

Число близоруких учащихся увеличивается по мере увеличения школьного стажа. Однако школьная близорукость с каждым годом всё чаще выявляется у детей дошкольного возраста. У детей, страдающих близорукостью, чаще наблюдается нарушения осанки и тенденцию чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии. Первопричину часто определить достаточно сложно. Нарушения зрения могут развиться от привычки сутулиться – и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки. Плохая осанка часто сочетается со сниженным общим тонусом ребенка, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. Патологическое инициирование одних изменений в состоянии здоровья другими не должно остаться без внимания всеми участниками образовательного процесса.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и зрения определяет комплексный подход в проведении профилактических и корректирующих мероприятий, в проведении которых должны быть вовлечены не только медицинские работники, но и администрация и педагоги учреждений образования, родители и сами учащиеся. В рамках первичной профилактики необходимо проведение систематического контроля за:

1. соблюдением требований к естественному освещению и искусственной освещенности;

2. проведением гимнастики для глаз;

3. рабочей позой за столами и партами;

4. соответствием школьной мебели росто-возрастным характеристикам учащихся в школе и дома;

5. школьным ранцем с ежедневным учебным комплектом;

6. рациональной учебной нагрузкой.

 

1. В учебных помещениях учреждений образования должны выполняться требования по освещенности. Большое значение имеет цветовое оформление дверей, окон и мебели классных комнат. Для отделки учебных помещений преимущество отдавать отделочным материалам и краскам светлых тонов с матовой поверхностью. Для равномерного освещения учебных кабинетов и максимального использования дневного света ограничить размещение цветов в горшках на подоконниках. Оптимальным будет вариант размещения в переносных цветочницах или подвесных кашпо в простенках окон. При недостаточном естественном освещении следует использовать искусственное. Для достижения оптимальных уровней освещенности включать светильники надо как в темное время суток, так и в пасмурные дни в течение всего рабочего дня.

2. Обосновано проведение физкультминуток на уроках.

Схема массажа глаз

Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения. Особую роль в этом играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен классной комнаты. Выполняются упражнения с тренажером Базарного только стоя.

Упражнение 1: 15 движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2: 15 движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

Упражнение 3: 15 круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Упражнение 4: 15 круговых вращательных движений глазами справа-налево.

Упражнение 5: 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы рисуя глазами цифру 8, повернутую на бок.

Выполнение данного комплекса упражнений занимает не более 1-2 минут и проводить его необходимо в середине урока: через 10-15 минут после его начала.

3. При организации рабочего места необходимо предусматривать правильную рабочую позу. Основные требования к правильной рабочей позе во время уроков – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела:

• стопы в опоре на полу;

• колени на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом);

• равномерная опора таза на сидение стула;

• туловище периодически опирается на спинку стула;

• между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребро ладони);

• предплечья симметрично и свободно лежат на столе;

• голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см.

Изображение правильного расположения за столом

Контроль соблюдения правильной рабочей позы, формирует у учащегося правильный рабочий стереотип. Период формирования стереотипа – I ступень обучения. В связи с этим выполнение профилактических мероприятий – первостепенная задача педагогов начальных классов. Помогая школьнику принять правильную рабочую позу, учитель одномоментно решает вопрос профилактики нарушения зрения.

4. Важным фактором профилактики школьно обусловленной патологии является использование школьной мебели, соответствующей росту ребенка. В зависимости от назначения учебных помещений в учреждениях образования используют различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические одноместные и двухместные аудиторные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки. Основным видом ученической мебели для детей начальных классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости до 15º. Неудобство горизонтальных столов заключается в том, что при зрительной работе вблизи учащиеся вынуждены наклонять голову. У детей мышцы шеи развиты слабо и они не могут долго держать голову в вынужденном положении. Голова опускается все ниже и ниже, глаза слишком приближаются к предмету работы и мышцы глаза при этом сильно напрягаются, что может привести к близорукости. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны педагогов и родителей за правильностью позы учащегося при занятиях в школе и дома.

В настоящее время учебные помещения рекомендуется оборудовать ученическими конторками. В классной комнате, оборудованной традиционно столами и стульями, в конце каждого из рядов устанавливаются конторки. Использование конторок в учебном процессе направлено на повышение двигательной активности детей и снятия статического напряжения. Особое значение пользование конторкой в процессе обучения имеет для первоклассников, так как это помогает адаптировать их к вынужденным статическим нагрузкам. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин.

Две рядом стоящих парты

Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, восполняет дефицит механической нагрузки на стопы и суставы нижних конечностей, обеспечивает устойчивый уровень работоспособность и

положительный эмоциональный настрой.

5. Тяжелые ранцы (с комплектом учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей) могут стать причиной нарушения осанки. Для сохранения устойчивого равновесия, при длительном их ношении, ребенок вынужден сутулиться, что приводит к формированию патологической осанки. Кроме того, чрезмерная физическая нагрузка оказывает неадекватное воздействие на суставные поверхности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. При такой нагрузке страдают и суставные поверхности позвонков, что нарушает естественный процесс их роста и формирования. Ношение тяжелого ранца может, таким образом, затормозить рост самого организма. Для обеспечения условий безопасного ранца нужно контролировать содержание ученического ранца на различных этапах. Основным путем решения проблемы снижения веса учебного комплекта считаем рациональную организацию учебного процесса и составление расписания с чередованием предметов интеллектуального характера с физически активными и эстетически направленными. Особенно важно это учитывать в учреждениях образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.

6. Оптимальное время для начала занятий - 8.30. – 9.00, но не ранее 8.00. Учебные занятия во вторую смену должны начинаться не позднее 14.00 с обязательным перерывом в 30-40 минут между сменами.

Расписание уроков должно строиться с учетом изменения дневной и недельной умственной работоспособности учащихся: в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, белорусский, русский, иностранный языки, физика, химия) с другими учебными предметами. В течение дня основные, трудные либо новые для учащихся предметы должны проводиться на 2-м – 3-м уроках, соответствующих высокому уровню работоспособности учащихся. В течение недели большее число трудных уроков можно включать в школьное расписание во вторник, среду – в дни оптимальной умственной работоспособности.

При планировании контрольных работ необходимо учитывать, что можно проводить контрольные работы не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Запрещается проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях.

Продолжительность уроков не должна превышать 45 минут, исключением являются учащиеся первого года обучения: для них длительность учебного занятия должна составлять не более 35 минут. Перерывы между уроками должны быть достаточными для обеспечения отдыха. Перемены выполняют свое назначение только в том случае, если предоставляют детям возможность переменить вид деятельности, в частности дают организму двигательную разрядку.

Учреждения образования – система обучения и воспитания, которая в течение продолжительного времени охватывает весь массив детско-

подростковой популяции, и в которой педагоги имеют постоянный и в течение длительного времени доступ к детям. Именно в их заботливых руках находятся дети продолжительное время. Работа по профилактике нарушений осанки и остроты зрения в рамках учреждений образования предполагает обеспечение здоровьесберегающей среды для создания условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

 

Юлия Полянская, младший научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков Научно-практического центра гигиены.

Русский