Вы здесь

Содержание макро- и микронутриентов в рационах питания детей и подростков

Сбалансированное питание, адекватное физиологической потребности организма ребенка, является одним из основных факторов, обеспечивающих его рост, развитие, физическую активность, резистентность к неблагоприятным воздействиям. Рекомендуемые величины потребности в основных пищевых веществах и энергии в различные возрастные периоды ребенка существенно меняются в соответствии с изменениями, происходящими в организме, однако общие принципы рационального питания и в дошкольном, и в школьном возрасте едины и включают:

  • адекватную энерготратам ребенка энергетическую ценность рациона;
  • сбалансированность рациона по заменимым и незаменимым факторам, включая белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы и пищевые волокна, витамины, витаминоподобные вещества, минеральные соли, микроэлементы;
  • разнообразие рациона, способствующее обеспечению его сбалансированности по пищевым веществам;
  • оптимальный режим питания;
  • адекватную особенностям пищеварительной системы организма дошкольника и школьника кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую не только высокие вкусовые свойства, но и сохранение пищевой ценности исходных продуктов;
  • учет индивидуальных особенностей детей, в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд.

Рационы питания дошкольников и школьников должны включать все основные группы продуктов – мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Исключение из рационов или избыточное потребление тех или иных продуктов приводит к дисбалансу поступающих в организм пищевых веществ и нарушению состояния здоровья детей. 

В республике большое внимание уделяется оценке состояния питания детей и подростков, обеспеченности организма пищевыми веществами, разработке мер по коррекции нутриентной недостаточности. 

Поскольку рацион питания является основным источником поступления пищевых веществ, важным звеном изучения обеспеченности ими организма служат результаты обследования фактического питания, при котором используется анкетно-опросный стандартизованный метод суточного воспроизведения питания, с последующим расчетом пищевой и энергетической ценности суточных рационов питания на основании таблиц химического состава продуктов и блюд. 

Выборочные обследования фактического питания населения республики в Гомельской, Гродненской, Могилевской областях в период 2003-2006 гг., а ранее – в Брестской и Витебской областях, обнаруживают существенные отклонения показателей пищевой и энергетической ценности суточных рационов питания детского населения от рекомендуемых уровней («Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп детского населения Республики Беларусь», утв. МЗ РБ 31.12.2002, далее – НФП). 

При этом питание детей дошкольного возраста, как правило, характеризуется показателями, соответствующими рекомендуемым уровням. 

Рационы питания подростков 11-17 лет характеризуются сниженной энергетической ценностью, особенно у девушек 14-17 лет, у которых средние величины показателя в ряде обследованных групп на 15-20% ниже нижней границы рекомендуемого уровня. Содержание белка в рационах школьников также ниже нижней границы рекомендуемых оптимальных уровней на 4-24%. 

Среди обследованных групп школьников широко распространено повышенное потребление жиров, более выраженное в питании городских юношей (до 17% выше верхних границ рекомендуемых уровней). У сельских девушек в ряде обследованных групп отмечено недостаточное содержание общих жиров в рационах питания (до 11% ниже нижней границы рекомендуемых уровней). 

В соотношении потребляемых жирных кислот отмечается выраженный дисбаланс, обусловленный избыточным содержанием в рационах насыщенных жирных кислот. Суточное потребление линолевой кислоты (по ее вкладу в энергетическую ценность рациона) у школьников соответствует рекомендуемым величинам, а у дошкольников, как правило, несколько снижено. 

Количество углеводов в рационах питания подростков обоего пола и в городской и сельской местности существенно ниже нижней границы рекомендуемого диапазона величин (на 12-24%). У младших школьников данный показатель был приближен или соответствовал рекомендуемым уровням. 

В структуре потребляемых углеводов в рационах детей отмечается избыточное содержание немолочных внешних сахаров. Вклад углеводов в энергетическую ценность рациона школьников ниже рекомендуемого уровня. 

В рационах детей и подростков отмечается недостаточное содержание ряда витаминов и минеральных веществ. 

Среди жирорастворимых витаминов наиболее распространено недостаточное содержание в рационах питания витамина Д: его сниженное содержание наблюдалось у значительной части обследованных групп детей и подростков, наиболее выражено у детей дошкольного возраста (до 38% от НФП), при том, что в этом возрасте потребность в нем особенно высока. 

У школьников (особенно у сельских) отмечали недостаточное содержание в рационах питания витамина А: снижение показателя доходило до 62% от НФП. 

Из водорастворимых витаминов отмечено недостаточное потребление с рационом питания тиамина, рибофлавина, фолиевой кислоты, аскорбиновой кислоты. 

В среднем у детей преддошкольного возраста содержание витамина В1 составляло около 83% от НФП, у детей дошкольного возраста – 75%, у девочек-школьников – 85%, у мальчиков-школьников - 100% от НФП. 

В различной степени пониженное потребление рибофлавина с рационом питания отмечали у подростков (до 73% от НФП), у детей дошкольного возраста рационы питания содержали витамин В2 в достаточном количестве. 

Сниженное содержание фолиевой кислоты в рационах питания отмечали практически во всех группах обследованных детей старше 4 лет. 

Содержание витаминов РР, В6, В12 в рационах соответствовало рекомендуемым уровням. 

Пониженное содержание в рационах витамина С наблюдалось у детей и подростков старше 11 лет, проживающих в сельской местности, при этом минимальное значение показателя (до 74% от НФП) отмечали девушек 14-17 лет. 

Анализ средних данных о содержании минеральных веществ в рационах питания детского населения свидетельствует о недостаточном потреблении с продуктами питания кальция, цинка, селена, а в рационах девушек – и железа. 

Низкое потребление кальция характерно для большинства обследованных групп детского населения. Колебания средних значений показателя находились в пределах: у детей дошкольного возраста – 84-91% от НФП, у школьников – 57-77% от НФП (наименьшие уровни наблюдались в рационах у девушек 14-17 лет). 

При оценке содержания фосфора в рационе питания следует учитывать широкое применение в производстве пищевых продуктов фосфатсодержащих добавок, которые значительно увеличивают количество потребляемого фосфора. 

Содержание магния в рационе обеспечивает суточную потребность организма в нем. 

Недостаточное потребление цинка отмечается у большинства обследованных групп детей старше 3 лет. 

Содержание селена в рационах питания детей школьного возраста, как правило, ниже 50% от рекомендуемого уровня его потребления, а у детей дошкольного возраста его количество в рационе в среднем составляет ~66% от НФП. 

Среднее содержание железа в рационах девушек-подростков как правило, было недостаточным и составляло 79% от НФП у сельских и 94% от НФП – у городских девушек. 

Потребление йода с рационами питания соответствует рекомендуемым уровням. 

Таким образом, результаты обследований фактического питания детей и подростков свидетельствуют о недостаточном потреблении с рационом питания ряда важнейших пищевых веществ, участвующих в обмене веществ, построении и функционировании органов и систем организма. 

Наиболее выраженные нарушения наблюдаются в питании детей школьного возраста, особенно у подростков 14-17 лет. При сравнительном анализе состояния питания детского населения по половому признаку более выраженные отклонения от рекомендуемых уровней потребления пищевых веществ отмечаются в питании девушек, а по территориальному признаку – в питании детей и подростков в сельской местности. 

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном потреблении молочных продуктов (творог, молоко, кисломолочные продукты), рыбы, продуктов на основе зерновых культур, избыточном потреблении жирных сортов мяса и продуктов из него. 

Лучшие показатели состояния питания детей дошкольного возраста в значительной степени обусловлены тем, что режим их питания, меню, объем блюд зависят от взрослых – родителей, воспитателей и других лиц. Находясь в детских дошкольных учреждениях на протяжении всего дня, они получают 3-4 разовое питание, организованное в соответствии гигиеническими требованиями. 

У детей в школьном возрасте, особенно у подростков, суточный рацион питания менее контролируем, что обусловливает наличие вышеуказанных нарушений питания. Доля одноразового питания, получаемого подростками в учреждении образования, в общем суточном рационе, как правило, не превышает 25%. В связи с этим адекватность физиологическим потребность организма в целом суточного рациона определяет, главным образом, питание, получаемое вне учреждения образования, т.е. дома или в других местах. 

В этой ситуации основными мероприятиями с целью улучшения питания детей школьного возраста являются обучение и пропаганда принципов рационального питания и здорового образа жизни среди учащихся и их родителей. а детей и подростков от здоровьеразрушающего образа жизни, вредных привычек, в том числе курения, употребления наркотиков, алкоголя, токсических веществ, рискованного сексуального поведения. Взаимодействие родителей и педагогов образовательного учреждения в решении данной проблемы может быть только при едином взгляде на проблему, общей стратегии деятельности и совместных, согласованных действиях. Особую значимость в работе специалистов по реабилитации имеет высокий уровень культуры наблюдения, уровень сбора и анализа информации, выявления причин и видение целостной картины индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Информацию подготовили: Кедрова И.И.

Русский