Third saicm progress report (2014-2016)
Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) был принят на Международной конференции по регулированию химических веществ (МКРХВ) на ее первой сессии в Дубае в феврале 2006 г. Важной целью СПМРХВ на национальном уровне является содействие развитию существующих инициатив в сфере управления обращением химических веществ в различных секторах и укрепление координации и согласованности между различными инициативами правительств и иных заинтересованных сторон. Другой важной целью является установление взаимосвязи этой деятельности с процессом планирования национального развития (например, Национальными стратегиями устойчивого развития, Рамками ООН по содействию в целях развития, Стратегиями снижения бедности и т. д.). Для того чтобы достичь эти цели, Общепрограммная стратегия (ОПС) СПМРХВ определила, что: «Для постоянного применения комплексного подхода к регулированию химических веществ каждое правительство должно принять меры для осуществления Стратегического подхода на межведомственной и межучережденческой основе с тем, чтобы интересы всех соответствующих национальных ведомств и заинтересованных субъектов были учтены и охвачены все основные направления деятельности» (статья 23, ОПС СПМРХВ).
Общепрограммная стратегия (ОПС) ОПС предоставляет информацию о сфере охвата СПМРХВ, определяет потребности для эффективной реализации СПМРХВ, устанавливает цели, принципы, финансовые договоренности и вопросы осуществления СПМРХВ. В документе описаны пять категорий целей СПМРХВ:
- уменьшение рисков;
- знание и информация;
- руководство;
- создание потенциала и техническое сотрудничество;
- незаконный международный оборот.
Глобальный план действий (ГПД) ГПД - это более детализированный документ, который описывает области деятельности, виды деятельности, исполнителей, временные рамки, цели и индикаторы развития процесса. Основная цель осуществления Стратегического подхода заключается в обеспечении рационального регулирования химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла для того, чтобы к 2020 году химические вещества использовались и производились таким образом, чтобы были сведены к минимуму значительные пагубные последствия для здоровья человека и среды обитания. Добиться этой цели удастся, в частности, путем осуществления мер, указанных в Глобальном плане действий.
К приоритетам, установленным сектором здравоохранения и всесторонне отраженным в Стратегическом подходе относятся:
- укрепление возможностей получать доступ к научным знаниям, интерпретировать и применять их;
- заполнение пробелов в научных знаниях;
- разработка глобально согласованных методов оценки химического риска;
- разработка более эффективных путей выявления воздействия химических веществ на здоровье для определения приоритетных действий и для контроля за ходом работы по осуществлению Стратегическог подхода;
- наращивание потенциала стран в решении проблем отравлений и химических инцидентов;
- разработка стратегий, специфически учитывающих здоровье детей и трудящихся;
- содействие применению альтернативных веществ, заменяющих высокотоксичные и устойчивые химические вещества.
На базе республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены» действует координационный центр для официальных контактов с секретариатом Стратегического подхода. Работа координационного центра направлена на осуществление международной деятельности, связанной с обменом информацией, достижениями, знаниями, участием в разработке дорожных карт в области регулирования химических веществ, а также с продвижением передового зарубежного опыта с целью повышения международного авторитета страны.
Наличие в Республике Беларусь развитой химической индустрии, необходимость дальнейшего развития отраслей промышленности, связанных с применением химических веществ, актуализирует проблемы достижения баланса между расширением применения химических веществ и снижением риска их неблагоприятного влияния на здоровье населения и среду обитания.
В последние годы в Республике Беларусь были реализованы меры, создающие благоприятную основу для решения вышеозначенных проблем:
- Государственная регистрация химических веществ и смесей, пестицидов.
- Государственный контроль за безопасностью товаров народного потребления.
- Разработка и внедрение системы экологического мониторинга.
- Разработка и реализация программ по снижению риска для стойких органических загрязнителей.
- Научные исследования по изучению связей между загрязнением окружающей среды (отдельные загрязнители) и здоровьем населения.
- Переход на классификацию и маркировку химической продукции в соответствии с СГС.
- Совершенствование национального законодательства по охране окружающей среды, включая управление отходами.
- Выполнение международных обязательств в области регулирования химических веществ.
Однако, существует ряд пробелов, решение которых позволит свести к минимуму значительные пагубные последствия химических веществ для здоровья человека и среды обитания. Для этого необходимо:
- Совершенствование системы регистрации, разработка национального регистра опасных химических веществ.
- Оценка и разрешение размещения химических веществ на рынке, включая информацию об объеме химических веществ, используемых и производимых учитывая их жизненный цикл.
- Исключение из оборота наиболее опасных химикатов.
- Проведение оценки риска здоровью населения от воздействия опасных химических веществ, включая биомониторинг.
- Усиление законодательства в области химической безопасности, присоединение к Роттердамской конвенции.
- Достижение политических обязательств и укрепление межведомственного сотрудничества и координации, в том числе с участием сектора здравоохранения.
- Повышение международной поддержки для выполнения рационального регулирования химических веществ.
- Усиление участия общественности в процессе принятия решений.