Вы здесь

Международная научно-практическая конференция по Протоколу по проблемам воды и здоровья, г. Минск, 22 апреля 2021 г.

Международная научно-практическая конференция по Протоколу по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков международных озер 1992 года (далее – Протокол) успешно проведена в режиме онлайн 22 апреля 2021 г. на базе республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены» - Национального контактного центра по Протоколу.

Конференция организована Министерством здравоохранения в рамках программы председательства страны по Протоколу на период 2020-2022 гг. при участии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и поддержке Совместного Секретариата Протокола (ЕЭК ООН и ВОЗ-Евро).

В настоящее время Сторонами Протокола являются 27 стран европейского региона с населением более 500 миллионов человек, в том числе 5 стран региона ВЕКЦА: Азербайджан, Беларусь, Молдова, Российская Федерация и Украина. Важной задачей председательствующей стороны является расширение стран Протокола, продвижение его как инструмента достижения ЦУР по воде и санитарии., укрепление межведомственного взаимодействия.

В работе конференции приняли участие более 80 специалистов, представителей органов государственного управления, курирующих охватываемые Протоколом вопросы в странах региона ВЕКЦА (Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины), национальные контактные центры стран по Протоколу и научные организации стран региона, представители Совместного Секретариата Протокола.

В приветственном слове заместитель Министра здравоохранения – Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь Тарасенко А.А.  как представитель председательствующей стороны по Протоколу отметил, что Беларусь – страна с высоким потенциалом в области обеспечения населения качественной питьевой водой, высокой обеспеченностью водными ресурсами. Ратифицировав Протокол в 2009 году, Беларусь является его активным приверженцем, а основные направления Протокола соответствуют Стратегии в области устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года. Обеспечение 100 % доступа населения к качественной и безопасной питьевой воде в необходимом количестве, а также доступа к безопасным услугам санитарии, отвечающим современным вызовам и потребностям, является одним из важнейших приоритетов государственной политики республики. В результате реализации мероприятий государственных программ по водоснабжению и водоотведению Республика Беларусь входит в первую двадцатку стран по обеспеченности доступа населения к чистой воде по данным ПРООН.

В своем вступительном слове директор республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены» Сычик С.И. подчеркнул важность присоединения к Протоколу сторон и необходимость организации совместных мероприятий на субрегиональном и региональном уровне в целях обмена передовым опытом между странами, а также пожелал участникам плодотворной работы на конференции.

В ходе конференции участники представили опыт стран по вопросам воды и здоровья в современных условиях, возможностях применения Протокола как инструмента достижения Целей в области устойчивого развития, определили приоритетные для региона задачи в области обеспечения безопасности водопользования, потенциальные направления совместных действий и научных исследований.

 

Справочно.

Протокол – первое международное соглашение, основной целью которого является охрана здоровья населения и обеспечение его благополучия за счет внедрения подходов к рациональному использованию водных ресурсов, повышения качества и безопасности питьевого водоснабжения, снижения распространенности водно-обусловленных инфекционных и неинфекционных заболеваний, обеспечения безопасности рекреационного водопользования, создания систем реагирования на возникновение опасности, связанной с водным фактором, в том числе при трансграничных воздействиях, что соответствует приоритетам политики государства в социальной сфере.

В соответствии со статьей 6 Протокола достижение целей Протокола осуществляется за счет установления национальных и/или местных целевых показателей по основным проблемным тематическим областям Протокола, актуальным для конкретной страны, со сроками их достижения, а также национальным планом действий, реализация которого позволит обеспечить выполнения целей. По данным проведенного анализа в секторе водоснабжения и водоотведения в 2019-2020 гг. разработан Комплекс мер по реализации обязательств, принятых Республикой Беларусь по Протоколу до 2030 года, утвержден 17/18 марта 2021 г. совместно на уровне трех ключевых министерств, в сфере компетенции которых находятся охватываемые Протоколом вопросы – Министерства здравоохранения, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь https://rspch.by/ru/protocol_water_and_health.

Комплекс мер носит комплексный характер, учитывает достижение целевых показателей по Протоколу до 2015 г., ставит стратегические цели до 2030 г. в синергии с Целями в области устойчивого развития в области водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов, в частности с Целью 3 «Хорошее здоровье и благополучие» и 6 «Чистая вода и санитария». Он включает: перечень целевых показателей по Протоколу со сроками их достижения, мероприятия по достижению целевых показателей, исполнителей мероприятий из числа республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству по компетенции, исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих эксплуатацию систем водоотведения и других заинтересованных. Всего определены 29 задач и 43 целевых показателя (индикатора) для оценки их достижения в 17 актуальных для Республики Беларусь приоритетных областей Протокола.

В комплексе мер нашла отражение деятельность, осуществляемая в рамках действующих и планируемых государственных и отраслевых программ, а также некоторые дополнительные актуальные для республики разделы в соответствии с п. 2 статьи 6 Протокола. По мере необходимости целевые показатели будут пересматриваться. Финансирование мероприятий предполагается в рамках действующих и планируемых государственных и отраслевых программ, реализации действующего законодательства.

 

Неопределенный